Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлены принципы государственного управления и экономические механизмы охраны атмосферного воздуха, государственный учет источников, загрязняющих атмосферу, ответственность за нарушение законодательства, а так же принципы международного сотрудничества в указанной сфере.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ в Закон «Об охране атмосферного воздуха» внесены изменения, согласно которым до 2019 года выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу из стационарных источников допускается на основании специального разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Изменениями, которые начнут действовать с 1 января 2019 года, установлены требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I-IV категории и основание для этого.

К примеру, выбросы вредных веществ в атмосферу на объектах I категории, могут осуществляться только на основании комплексного экологического разрешения. Для осуществления выбросов с объектов II категории эксплуатирующие организации должны иметь декларации о воздействии на окружающую среду. На объектах III категории выбросы в воздух могут осуществляться без получения комплексного экологического разрешения и заполнения декларации о воздействии на окружающую среду. Субъекты, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в государственный орган в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Также с 2019 года для владельцев объектов негативного воздействия на окружающую среду I категории вводится обязанность оснащать автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ, концентрации этих веществ в таких выбросах. Кроме того, владельцы таких источников должны будут оборудовать их техническими средствами передачи информации о количестве и концентрации таких выбросов в атмосферный воздух, стационарных источниках и др.

За нарушение правил в области охраны атмосферного воздуха предусмотрена уголовная (ст. 251 УК РФ) и административная (ст. 8.21 КоАП РФ) ответственность.

Административные штрафы за различные нарушения, предусмотренные ст. 8.21 КоАП РФ, составляют до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Уголовные наказания, в зависимости от тяжести преступления, могут быть в виде штрафа до 200 тысяч рублей, принудительных либо обязательных работ с лишением занимать определенные должности, либо лишения свободы на срок до 5 лет (если загрязнение воздуха повлекло по неосторожности смерть человека).

 

И.о. Камчатского межрайонного природоохранного прокурора

советник юстиции                                                         А. Г. Чернушич

Прокуратура Камчатского края