В условиях гуманизации уголовного законодательства, расширения возможности назначения судом наказаний, не связанных с лишением свободы, вполне закономерным стало обращение к вопросам, касающимся проблем и перспектив применения нового вида уголовного наказания в российском уголовном праве – принудительных работ и, в частности, правового регулирования осуществления надзора за осужденными к принудительным работам.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ введен новый вид наказания – принудительные работы, которые являются альтернативой лишению свободы. Применение этого вида наказания согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 431-ФЗ было отложено до 1 января 2017 года. С указанной даты принудительные работы могут назначаться осужденным.

В соответствии с ч. 1 ст. 53.1 УК РФ принудительные работы назначаются за совершение лицом впервые преступлений небольшой, средней тяжести, а также за совершение тяжкого преступления впервые. При этом условие о совершении преступления впервые относится только к тяжким преступлениям. Если лицо имеет судимость за совершение преступления любой категории, то данное обстоятельство препятствует назначению ему принудительных работ.

Принудительные работы могут назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса РФ.

Если суд, назначив лицу наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет, придет к выводу о возможности его исправления без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, но при этом посчитает невозможным условное осуждение, то в этом случае суд заменяет назначенное наказание в виде лишения свободы принудительными работами (например, в случае назначения лишения свободы по ч. 2 ст. 112 УК РФ на срок пять лет суд может заменить назначенное наказание принудительными работами на тот же срок).

В случае, если срок назначенного лицу наказания превышает пять лет лишения свободы, то замена данного наказания принудительными работами не допускается.

В настоящее время исправительные центры и участки исправительных учреждений, функционирующих как исправительные центры, действуют в  Забайкальском, Приморском, Ставропольском краях, Республиках Башкортостан и Карелия, Архангельской, Новосибирской, Самарской, Смоленской, Тамбовской и Тюменской областях.

Такой центр строится на территории города Петропавловска-Камчатского.

Содержание наказания в виде принудительных работ заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

Согласно ч. 7.1 ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ наказание в виде принудительных работ исполняется исправительными центрами, расположенными, как правило, в пределах территории субъекта РФ, в котором осужденные проживали или были осуждены. В случае невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных центрах они направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения.

Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Исходя из наличия рабочих мест, администрация исправительных центров привлекает осужденных к труду в организациях любой организационно-правовой формы с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и специальности осужденных. При этом осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, и в пределах от 5 до 20%. Если в приговоре размер удержаний из заработной платы осужденного при назначении ему принудительных работ не определен, данное наказание считается не назначенным.

Надзор за осужденными, трудоустроенными на работах, на территории исправительного центра, а также вне пределов исправительного центра, за осужденными, проживающими за пределами исправительного центра либо находящимися в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения на стационарном лечении, осуществляется путем проверки по месту их пребывания не реже одного раза в день.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Согласно положениям ч. 1 ст. 60.17  УИК РФ уклоняющимся от отбывания принудительных работ признается осужденный:

а) уклоняющийся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания;

б) не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок;

в) не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда;

г) самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов.

Согласно положению п. 5 ст. 60.15 УИК РФ принудительные работы могут быть заменены лишением свободы и в отношении лица, признанного злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ.

Принудительные работы не назначаются: несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами 1-й или 2-й группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а также военнослужащим.

Старший помощник прокурора Камчатского края по надзору за соблюдением
законов при исполнении уголовных наказаний

старший советник юстиции                                                                      А.В. Уваров

Прокуратура Камчатского края