Законодательство о противодействии коррупции предусматривает, что этими вопросами должны заниматься не только правоохранительные органы.

В силу статьи 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.

В целях активизации этого процесса с 1 января 2013 года действует статья 13.3 названного Федерального закона, устанавливающая обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

Эта обязанность распространяется на все организации (юридические лица) независимо от их форм собственности, организационно-правовой формы и штатной численности, то есть не только на государственные и муниципальные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные коммерческие и общественные организации.

В части 2 статьи 13.3 закона содержится примерный перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организации. Среди них:

— определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

— сотрудничество организации с правоохранительными органами;

— разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

— принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

—  предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

— недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Для формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Так, организациям предлагается закрепить в едином документе, с названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)» сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике. Рекомендации содержат как алгоритм разработки данного документа, так и предложения по его содержанию и последующему исполнению.

Кроме того, Методические рекомендации содержат большое количество справочной информации по вопросам противодействия коррупции, в том числе:

— сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

— нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие;

— обзор типовых ситуаций конфликта интересов;

— типовую декларацию конфликта интересов, антикоррупционная хартия российского бизнеса.

Несмотря на длительный период действия вышеуказанной статьи, прокуратура г. Петропавловска-Камчатского продолжает выявлять нарушения.

За 11 месяцев 2017 года внесено 20 представлений об устранении нарушений антикоррупционного законодательства, в том числе статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», допущенных организациями и учреждениями краевого центра. По результатам рассмотрения представлений руководителями разработаны необходимые локальные акты, а также приняты решения о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. По протестам прокуратуры, внесенным на уже принятые локальные правовые акты в сфере противодействия коррупции, из них исключены незаконные нормы, акты приведены в соответствие с законом.

 

Прокурор города Петропавловска-Камчатского

старший советник юстиции                                                                 А.И. Янин