Прокуратурой Камчатского края провела проверку по информации, изложенной в статье «Посчитали, прослезились, отобрали», опубликованной в газете «Камчатский край. Единая Камчатка» от 07.11.2018 № 44, по вопросу реализации приказа Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13.11.2017 № 1233-п.

Одновременно рассмотрены жалобы граждан, поступившие в прокуратуру  после изменений, внесенных Министерством в названный приказ 8 октября 2018 года.

Приказом № 1233-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае. В октябре 2018 года Министерство внесло в свой приказ изменения, вступившие в силу 23 октября, которые предусматривают перерасчет сумм ранее предоставленных гражданам выплат.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Такая мера социальной поддержки распространяется на инвалидов, семьи, имеющие детей-инвалидов, ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и еще на некоторые категории граждан, предусмотренные законодательством.

Вопросы выплаты компенсаций по оплате жилых помещений и коммунальных услуг вышеуказанным категориям граждан, а также членам их семей, урегулированы федеральными законами, например Законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ), которым предусмотрено право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Суть компенсации состоит в возмещении льготникам произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.

Порядок и условия выплаты компенсаций за счет средств федерального, регионального или местного бюджетов устанавливаются, соответственно, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно федеральному законодательству форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ, часть 8 пункта 17 статьи 2 Федерального закона № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», пункт 6 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах», абзац 13 пункта 3 части 1 статьи 14 Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Таким образом, субъект Федерации своими нормативными правовыми актами вправе устанавливать лишь форму предоставления мер социальной поддержки.

Правительством Камчатского края принято постановление от 12.05.2017 № 200-П «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» (далее – Постановление № 200-П).

Как требует закон, постановлением № 200-П Правительство края определило форму предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в виде 50-процентной компенсации.

Полномочия по фактической реализации законодательных актов и регионального постановления № 200-П возложены на Министерство социального развития и труда Камчатского края (далее – Министерство).

В нарушение федерального законодательства и вопреки постановлению Правительства края № 200-П, Министерство приказом № 1233-п утвердило иной Порядок определения размера и предоставления ежемесячной денежной компенсации.

Желая облегчить льготникам финансовую нагрузку по оплате коммунальных услуг, для того, чтобы они не тратили значительную часть пенсии на коммуналку, Министерство на основании своего приказа № 1233-п через Центр выплат стало выплачивать льготникам компенсацию «авансом» в месяце, предшествующем месяцу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Не зная о фактических затратах на оплату ЖКУ, размер такого «аванса» определялся не от реально произведенных гражданами расходов, а в процентном отношении к региональному стандарту стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Предполагалось на основании соглашений, которые должны быть заключены Центром выплат с управляющими и ресурсоснабжающими организациями, Центр выплат будет учитывать фактические расходы льготников и при необходимости производить перерасчет. Но управляющие и ресурсные организации либо не подписали такие соглашения, либо не стали их выполнять. К примеру, Камчатскэнеро только в декабре 2018 года предоставило в Центр выплат сведения за 2017 и текущий период 2018 года.

Несоблюдение формы возмещения расходов на коммунальные услуги привело к излишним выплатам федеральным льготникам сумм компенсации, что и было установлено Федеральным казначейством в ходе проверки обоснованности расходования бюджетных средств.

Суммы компенсаций, выплаченных в виде авансирования предстоящих расходов, оказались больше, а в отдельных случаях значительно больше, чем полагалось к выплате по закону.

В настоящее время на основании сведений, представленных организациями жилищно-коммунального комплекса о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг, КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» осуществляет перерасчет ежемесячной денежной компенсации федеральным льготникам с учетом фактического потребления коммунальных услуг.

В результате этого размеры компенсаций, выплачиваемых федеральным льготникам с октября, заметно уменьшились, а значит, ухудшили положение ветеранов и инвалидов.

14 декабря заместитель прокурора края внес протест на приказ Министерства № 1233-п от 13.11.2017 (в редакции от 08.10.2018), поскольку действующим законодательством предусмотрено предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги только в форме ежемесячной денежной компенсации 50 % от фактически понесенных расходов.

Во вторник, 25 декабря, с участием представителя прокуратуры края Министерство рассмотрело протест и в целом согласно с его доводами в части неправильно избранного порядка предоставления меры социальной поддержки.

Письменный ответ и предложения Министерства по исправлению ситуации в пока не поступили. От содержания данного ответа будут зависеть дальнейшие действия краевой прокуратуры.

В случае, если Министерство не отменит незаконный приказ самостоятельно прокуратура будет вынуждена обращаться в суд с соответствующим заявлением.

Прокуратура также намерена защищать права граждан в части удержания с них сумм излишне выплаченных компенсаций, в том числе путем обращения с исками в суд в интересах каждого заявителя.

По гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации основанием для обращения прокурора в суд в интересах конкретного гражданина является его личное заявление в органы прокуратуры о защите прав в суде полномочиями прокурора на основании статьи 45 ГПК РФ.

В порядке обратной связи информация о результатах проверки направлена в редакцию газеты «Камчатский край. Единая Камчатка».

Прокуратура Камчатского края